Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие сохранения и укрепления психологического здоровья, полноценного развития ребенка. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка.
Потребность в безопасности рассматривается в психологии как одна из основных потребностей человека, наряду с физиологическими потребностями.Это чувство защищенности и отсутствие страхов и неудач.
Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в пище, сне, тепле, физической безопасности и т.п. Это так называемые органические потребности, они очевидны. Сосредоточимся на тех, которые связаны с общением, а в широком смысле — с жизнью человека среди людей. Вот примерный (далеко не полный) перечень таких потребностей. Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали: чтобы он был кому то нужен и близок: чтобы у него был успех — в делах, учебе, на работе: чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
Всё это может дать психологический комфорт, чувство психологической безопасности.
Безопасность – состояние защищенности человека от неблагоприятных воздействий, нарушающих его целостность, активное функционирование и развитие.
Чувствует ли себя в безопасности человек, если он и все вокруг полная свобода, все могут делать всё что угодно, если нет никаких ориентиров? Либо если его держат за семью печатями? В обоих случаях, нет, не чувствует.
Для того чтобы у учащегося или учителя появилось чувство психологической защищенности нужны границы и правила. В школе, несомненно, есть такие правила. Они прописаны в Уставе школы, о них узнают учащиеся и педагоги.
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого человека. Правила не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Должно быть определение зоны ответственности учащегося. Для того чтобы не было перегибов в процессе воспитания можно представить зоны свободы и ответственности учащегося в цветовом спектре.
Зелёная зона - это те вещи, которые учащийся должен делать по собственному выбору, например в какой кружок записаться, с кем дружить... по его собственному усмотрению или желанию.
Желтая зона ответственности, где учитель или родитель должен вести контроль, например, к следующему уроку нужно подготовить домашнее задание. Учащийся сам может решать сделать ему домашнее задание сразу же, как только появится свободное время, или вначале отдохнуть дома, покушать, погулять. Но при требовании родителей чтобы уроки были готовы до 20 часов (а со стороны учителя к следующему уроку), ученик привыкнет к ответственному планированию своей деятельности.
И красная зона. Такие правила, соблюдение которых должно быть обязательным. Нельзя бить, кусать родных, играть с огнём, обижать маленьких, проявлять неуважение к старшим и список этот взрослеет вместе с взрослением ребёнка.
Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями учащегося и должны быть согласованы.
Создание условий для психологического благополучия в школе невозможно без участия психолога, который понимает условия организации развивающего процесса в школе и может быть полезен в этом качестве.
В нашей школе работает квалифицированный педагог-психолог, который всегда сможет оказать психологическую помощь в решении различных ситуаций.
ЕСЛИ ТЫ ИЛИ ТВОЙ ЗНАКОМЫЙ ПОПАЛ В БЕДУ – ЗВОНИ:
01- ПОЖАРНАЯ СЛУЖБА 02 - ПОЛИЦИЯ 03 - СКОРАЯ ПОМОЩЬ
ГДН ОУУПиПДН ОМВД по Поронайскому району
(отдел по делам несовершеннолетних): 5-06-25 (круглосуточно)
Орган опеки и попечительства 4-14-02
Отдел соцзащиты 4-22-86
ОГУ СРЦ «Надежда» 5-08-99; 5-51-82
Здесь вам обязательно окажут защиту и медицинскую, психологическую, правовую помощь.